Ваз 2101 ремонт двигателя avto-ladyrb.ru

Ваз 2101 ремонт двигателя

Украинский Автоклуб ВАЗ

Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21011 в к.

  • Нравится
  • Не нравится

apache 25 янв 2010

Пациентка ВАЗ 21011 1977г.в. Двигатель прошел 213491км. без кап. ремонта

День первый
Мойка (15 июля 2006 года, Пятница)
Состояние двигателя до мойки



Состояние двигателя просле автомойки*


День второй
Разборка двигателя (16 июля 2006 года, Субота)
Снятие крышки клапанов (на фото распредвал) *


Снятие распредвала (на фото рокера)


Снятие головки блока (на фото блок цилиндров и поршневая группа)




Головка блока, вид снизу (на фото клапана)

Машина со снятым двигателем (на фото корзина КПП)


Блок цилиндров в подвешенном состоянии

Поршни

Блок цилиндров

Масляный картер (на фото видно много мет. стружки и даже крупные металлические детали)

Коленвал

Затраты:
Мойка двигателя на автомойке — 30,00 грн.
Чаевые мойщику машины — 10,00 грн.
Бензин Аи92 (25 литров) — 100,00 грн.
ВСЕГО СЕГОДНЯ: 140,00 грн.
ИТОГО: 140,00 грн

День третий
Отдых (16 июля 2006 года, Воскресенье)
В воскресенье положено не работать. Так мы и сделали.

День четвертый
Мойка и оценка стоимости (17 июля 2006 года, Понедельник)
Мойку двигателя неудалось запечатлить, да и врядли в ней есть что-то интересное. Все проходило довольно просто — щетка, бензин и солярка. Все детали двигателя очень старательно были отмыты до блеска и аккуратно разложены на столике. Мастер внимательно осмотрел все запчасти и достал свой блокнот, в котором начал складывать цены. В этот момент меня рядом не было. По телефону мне сообщили, что запчасти примерно обойдуться в 1400 гривен + работа. Учитывая, что в кармане максимум 1500 гривен. После напряженого дня мне удалось добыть нужные 300 гривен.
Четыре дня без машины это настоящий ад. Становишся беспомощным человечешком — сидиш дома и смотриш в 5й канал, как политики бьют друг другу морды. Все становиться вялым и даже пива вечером не попить (т.к. ближайший магазин за 2 км).

День пятый
Расточка и покупка запчастей (18 июля 2006 года, Вторник)
Расточили блок цилиндров на 79.7 (с 79.0) и коленвал под 0.5 (с 0.25). Тяжело было ходить по рынку с мастером, который час выбирает пальцы. Как по мне — они все одинаковые.

Затраты:
Поршни 79.7 Харьков Автрамат — 60,00 грн.
Пальцы поршневые — 18,00 грн.
Кольца 79.7 Prima — 57,00 грн.
Промежуточный вал (поросенок) завод — 45,00 грн.
ВСЕГО СЕГОДНЯ: 180,00 грн.
ИТОГО: 320,00 грн

День шестой
Покупка запчастей и сборка (19 июля 2006 года, Среда)
Лето, жарко, хочеться умереть, но надо покупать запчасти. Девушка уже замучала сообщениями типа «Почему на заходиш, что случилось» и т.д. 5й канал уже выучил. На работу езжу только на такси, болят ноги и постепенно начинает спадать накопленный за зиму жирок. Уже ничего не хочеться, кроме как сесть за машину. Все-равно за чью.

Затраты:
Расточка блока цилиндров 79.7 — 60,00 грн.
Расточка коленвала 0.5 — 60,00 грн.
Расточка промежуточного вала (поросенка) — 15,00 грн.
Кольца поршневые 79.7 Prima — 60,00 грн.
Полумесяца — 7,00 грн.
Вкладыши коренные 0.5 — 20,00 грн.
Вкладыши шатунные 0.5 — 20,00 грн.
Сальник коленвала передний — 5,00 грн.
Сальник коленвала задний — 10,00 грн.
Подшипник коленвала — 10,00 грн.
Грибок + втулка — 26,00 грн.
Цепь — 35,00 грн.
Шестеренки цепи — 48,00 грн.
Башмак 2101 — 10,00 грн.
Прокладка под головку блока 79 — 8,00 грн.
Прокладки поддона, крышки клапанов, штанов, коллектора — 30,00 грн.
Трубка на печку (короткая) — 5,00 грн.
Направляющие клапанов — 38,00 грн.
Клапана — 90,00 грн.
Сальники клапанов — 15,00 грн.
Шкив коленвала — 25,00 грн.
Гайки коллектора — 4,00 грн.
Маслянный насос — 80,00 грн.
Шкив генератора — 25,00 грн.
Распредвал с постелью — 200,00 грн.
Рокера — 125,00 грн.
Краник блока (для слива охлаждающей жидкости) — 8,00 грн.
Направляющая втулка КПП и сальник — 22,00 грн.
Масло «МАСТ» 5л 15w40 — 50,00 грн.
Масляный, воздушный, топливный фильтры — 21,00 грн.
Свечи — 20,00 грн.
Успокоитель цепи — 7,00 грн
Несколько хомутиков — 4,00 грн.
Герметик — 8,00 грн.
Термостат — 37,00 грн.
Трубка на сапун — 12,00 грн.
Тосол 10л «FELIX» — 75,00 грн.
Помпа — 75,00 грн.
Бензонасос — 45,00 грн.
Шкив бензонасоса — 3,00 грн.
ВСЕГО СЕГОДНЯ: 1418,00 грн.
ИТОГО: 1738,00 грн.

День седьмой
Сборка (20 июля 2006 года, Четверг)










День восьмой
Шлифовка (21 июля 2006 года, Пятница)
Самый неинтересный день. Целый день двигатель шлифовали — заводили*его на холостых и ждали пока прогрееться. Только он прогревался — глушили и ждали пока остынет. Целый день. Спалили 5л. бензина и только после шлифовки воду в системе охлаждения поменяли на тосол.

День девятый
Шлифовка и старт (22 июля 2006 года, Субота)
Опять спалили 5л бензина. По приезду к мастеру я расчитался за работу и поехал за пивом. Проехав 6км вернулся со словами «куда пропал мой рррррр и почему я неслышу двигателя» . Казалось, что мой бензиновый ррррр, поменяли на какой-то тихий електроматорчик. Машина сама хотела ехать и ехать. Я подумал, и решил попить пиво и переночевать у мастера.
Утром завелся с полоборота и поехал. Проехав 107км. до дома абсолютно никаких проблем не заметил. Все работает. Правда пришлось немного посреди дороги покурить т.к. начала потихоньку температура доходить до середины буквы «Д» слова «ВОДА» родного щитка приборов. О было четко сказано не перегревать, но это уже особенности обкатки.

Затраты:
Работа мастера — 400,00 грн.
ВСЕГО СЕГОДНЯ: 400,00 грн.
ИТОГО: 2138,00 грн.

Наставления и советы
до 100 км — Прогреть двигатель. Ехать не быстрее 60кмч. Машину не нагружать и не привышать 2500 об.мин. Все делать плавно. Медленно. Следить за температурой.
от 100 до 500 км — Прогревать двигатель. Ехать не быстрее 70кмч. Машину не нагружать и не привышать 3500об.мин. Следить за температурой.
500 км — Поменять масло на дешевую минералку. Поменять свечи на Bosh или Philips. Отрегулировать клапана. При замене масла не использовать ни каких моющих присадок.
от 500 до 2000 км — Прогревать двигатель. Ехать не быстрее 70-80кмч. В машину не садить больше 3х человек включая водителя. Не нагружать. Не привышать 3500об.мин. Следить за температурой.
2000 км — Поменять масло на полусинтетику (Mobil, Elf,*Shell) или минералку (Ravenol, Elf, Esso).
5000 км — Поменять масло на полусинтетику (Mobil, Elf,*Shell) или минералку (Ravenol, Elf, Esso). Отрегулировать клапана.

Благодарности
Спасибо ребятам наш его Автоклуба, особенно saik, nik_2101, OlegSH и всем кого уже забыл за огромное количество толковых советов и рекомендаций. OlegSH я б с удовольствием воспользовался твоим предложением о покупке запчастей в Киеве, но мастер это принял в штыки и сказал, что запчасти он выберет сам, иначе ничего делать не будет.*

Сообщение изменено: Creativ4eg, 29 Октябрь 2016 — 01:40.

Двигатель ВАЗ 2101 — 1,2л.

Характеристики двигателя ВАЗ 2101

Годы выпуска – (1970 – 1983)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб.
Мощность двигателя ваз 2101 – 59 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 89 Нм
Топливо – АИ92
Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км
Расход масла — 700 гр. на 1000 км
Вес двигателя ваз 2101 — 114кг
Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
Какое лить масло в двигатель ваз 2101:
5 W -30
5 W -40
10 W -40
15 W -40
Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс ваз 2101 :
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км

ТЮНИНГ
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса около 70-75 л.с.

Неисправности и ремонт двигателя 2101

Двигатель ВАЗ 2101 1,2 л. базовый для всего классического семейства ВАЗ, вопреки некоторым мнениям что на ваз 2101 фиатовский двигатель, это не совсем верно, мотор 2101 создан из сырого прототипа двигателя FIAT 124. За счет увеличенного, по отношению к фиатовскому движку, межцентрового расстояния, позволил инженерам ВАЗ неоднократно увеличивать рабочий объем двигателя. В последствии из него были построены моторы 1.3 л., 1.5 л., 1,6 л. вплоть до 1,7 л. и 1,8 л.
Мотор копейки карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, газораспределительный механизм 2101 имеет цепной привод. Мотор относится к жигулевской так называемой «классической» серии с низким блоком. Ресурс двигателя ВАЗ 2101, в спокойном режиме эксплуатации, своевременному обслуживанию достигает 180-200 тыс. км.

На моделях 1970-1974 годов выпуска двигатель копейки имеет более высокую надежность, так как производство контролировалось специалистами из FIAT . Прежде чем описывать бесконечные проблемы двигателя, хотелось дать ответ на вопрос где находится у ваз 2101 номер двигателя. Становимся впереди машины, с левой стороны, смотрим на переднюю часть блока двигателя, в районе расположения сапуна и шкива коленвала. Внимательно смотрите, написано мелко.
Перейдем к проблемам ваз 2101, н а движках существует проблема повышенного износа распредвала. Так же мотор нуждается в систематической(раз в 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте .
Карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Высокий расход масла ваз 2101, до 0,7 л на 1000км. Очень часто греется двигатель ваз 2101, причины тому неисправность термостата системы охлаждения. Изредка причиной перегрева двигателя ваз 2101 может стать отказ вентилятора, неисправность помпы, использование бензина с октановым числом выше рекомендуемого и ряд различных мелких причин. Очень нередки случаи когда двигатель ваз 2101 дымит, на то есть ряд причин основные это: прогар поршневых колец, богатит карбюратор, вышли из строя сальники клапанов, износ направляющих втулок клапанов и много много чего еще. Чаще всего это признак, что вас ждет капремонт двигателя ваз 2101. Так же нередки случаи когда троит двигатель ваз 2101, что ведет к быстрому его износу. Среди причин неисправность системы зажигания, при этом увеличивается расход топлива, потеря герметичности в цилиндре при сжатии, неисправность грм, слишком бедная смесь, прогам поршня или клапана, неправильно произведена регулировка клапанов и другое.
Неисправности двигателя ваз 2101 можно перечислять бесконечно, самые основные выше описаны, по другим случаям нужно обращаться к мастерам.

Тюнинг двигателя 2101

Описание процесса тюнинга двигателя ВАЗ 2101

Тюнинг двигателя копейки, или как еще говорят форсирование двигателя ваз 2101, дело рисковое, учитывая написанное выше и учитывая общую изношенность мотора, если это не останавливает, тогда поехали.. сперва рассмотрим с точки зрения увеличения рабочего объема мотора. Это наиболее доступный метод улучшить ваш мотор, поднять мощность и крутящий момент во всем диапазоне. Вариант установки спортивных распредвалов, расточки каналов ГБЦ, компрессоры и прочее так же опишем в деталях чуть ниже. Но учитывая тот факт, что ваш двигатель 2101 бу, то навешивать слишком много на него чревато последствиями.
Так как увеличить мощность двигателя ваз 2101, начнем с автомобилей 1970-1974 годов выпуска, они отличается возможностью установки нива поршней диаметром 82 мм от ВАЗ 21213 Нива, благодаря толстостенному блоку цилиндров. Чтобы степень сжатия 2101 не просела (лужа в поршнях 21213), нужно нива поршни брать с плоским днищем или более легкие поршни 2112 и срезать вытеснитель с поршней. Со стандартным ходом 66 мм объем мотора составит 1,4 л. Получим прибавку мощности, сам же движок будет очень высокооборотистый.
Увеличение объема двигателя ваз 2101 выпуска после 1974 года несколько отличается, блок цилиндров в целях экономии металла стал тонкостенным, максимальный возможный диаметр поршня 79 мм от ВАЗ 21011 или 2105.
Увеличение хода поршня до 80 мм. реализуется за счет установки коленвала от ВАЗ 2103 и шатунов с уменьшенным межцентровым расстоянием (129 вместо 136) или установкой поршней со сниженной компрессионной высотой, производство ТРТ.
Минусы коротких шатунов – угол наклона шатуна, чем больше угол наклона, тем с большим усилием он прижимает поршень к стенке цилиндра, увеличивается сопротивление движению, ухудшаются условия смазки, изнашиваются стенки цилиндра, шатун работает под большей нагрузкой (особенно в центре шатуна), надежность двигателя 2101 снижается.
Из плюсов отметим хорошую скорость наполнения цилиндров на средних и низких оборотах, более однородную смесь, улучшенное сгорание.
Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным ВАЗ 2101, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.
Увеличение хода поршня до 84 мм. Коленвал ВАЗ 2130, а так же использовать поршни ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм.

Расточка двигателя ВАЗ 2101

Коленчатый вал и расточка двигателя ваз 2101 даст вам следующие объемы:
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,3 л. 79х66 (диаметр цилиндра Х ход поршня)

64 л.с.
Максимальный крутящий момент около 95Нм при 3400об/мин
Получаем аналог двигателя 21011
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,4 л. 82х66 (до 1974 г.в.)
Серийно такие моторы ВАЗ не выпускались, информации о постройке подобных движков мало. Объясняется это тем, что для адекватного использования такого мотора нужно усиленный низ, кованые поршня, подобрать нужный верховой вал и т.д, плюс ко всему грамотно настроить. Максимальные обороты правильной конфигурации более 9000 об/мин. Ресурс такого движка около 20тыс в зависимости от эксплуатации.
— стандартный поршень, увеличенный ход
1,5 л. 76х80

70 л.с.
Максимальный крутящий момент примерно 105Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя Ваз 2103 на низком блоке. Этот вариант ответ на все вопросы как улучшить двигатель ваз 2101.
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,6 л. 79х80

75 л.с
Максимальный крутящий момент примерно 115Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя ваз 2106 на низком блоке.
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,7 л. 82х80 (до 1974 г.в.)

80 л.с.
Максимальный крутящий момент

125Нм при 3200об/мин
Конфигурация повторяет двигатель от нивы на 2101 на низком блоке
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,8 л. 82х84

80 л.с. (до 1974 г.в.)
Максимальный крутящий момент

135Нм при 3000об/мин
Для такого объема больше предназначен двигатель 2103

Тюнинг ГБЦ ВАЗ 2101

Хороший вариант модернизации двигателя ваз 2101 за счет снятия шероховатости каналов, полировка каналов ГБЦ и коллектора ВАЗ 2101 уменьшает сопротивление на впуске, мощность двигателя копейки увеличивается примерно на 5-8 лошадиных сил, увеличиться и крутящий момент во всем диапазоне . Для полировки необходимо снять ГБЦ, помыть смесью бензина, керосина и растворителя. После чего берется электродрель, на сверло наматывается тряпка, сверху шкурка. Коллектор неподвижно закрепляется тисками и начинаем пропиливание, после места изгиба коллектора делается все тоже самое на гибкой штанге. При доработке гбц на классике необходимо сточить выступ на соединении головки блока цилиндров и выпускного клапана (около 3 мм), после чего проходим тем же инструментом до возможности вставить клапан, после прохода всех каналов и спила в них втулок, полируем каналы со стороны седла.
П ри дополнительной расточке каналов двигатель ВАЗ 2101 способен показать около 75 л.с. Так же рекомендуется использовать Т-образные клапана на классике вместо тюльпанообразных.

Распредвал на классику

Сразу замечу, популярный вариант доработки двигателя ваз 2101 путем установки нивовского распредвала на классику гонщикам не подойдет, получится низовой мотор ваз, верха просядут, а это непозволительно. Оптимальные валики для ВАЗ 2101 с доработанной ГБЦ и увеличенным объемом до 1,5-1,6 городской СТИ-2, более спортивный СТИ-3 или СТИ-4 спортивный широкофазный, на нем возможно просядут низы, но мотор легко будет крутиться более 7000 об/мин. Подбираем распредвал на ВАЗ на стандартный двигатель ВАЗ 2101 или ВАЗ 21011 хороший выбор Нуждин 10,5 256 или Нуждин 11,2.
Правильно подобранный распределительный вал на 2101, а так же доработанная голова, при форсировке двигателя ваз 2101 способны показать более 80 л.с.

Компрессор на ВАЗ 2101

На рынке предлагаются готовые установочные комплекты компрессора на ваз 2101, например автотурбо компрессор с давлением 0,5 и 0,7 бар. Компрессор 0.5 бар автотурбо ставится с минимальными доработками. При установке компрессора на ваз с давлением 0,5 бар на доработанную ГБЦ с увеличенным до 1,5-1,6 л объемом автомобиль выдаст более 120 л.с. Со стандартным объемом до 90-100 л.с. Установка возможно сократит ресурс двигателя ваз 2101.

Роторный двигатель на ВАЗ 2101

Крайняя мера ибо цена роторного двигателя на ваз заставит сразу отбросить эту затею. Из роторных двигателей на классику встают РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с., ВАЗ-413 мощностью 140л.с. и ВАЗ-415 мощностью 140л.с, но более легкий. На копейку ставился РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с. с ним машина ехала около 180км/ч. Недостатки РПД ВАЗ это низкий ресурс(при заявленных изготовителем 125 тыс. км), высокий расход топлива и высокий расход масла(до 1л на 1000 км).

Ремонт двигателя ВАЗ-2101

Прототипом для производства ВАЗ-2101 был итальянский ФИАТ-124 – «автомобиль года» 1965 года. Но ВАЗ-2101 значительно отличается от итальянца, к сожалению не в лучшею сторону. На ваз установили другой мотор с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что позволило увеличивать литраж двигателя.

При объеме 1198 см куб. диаметр цилиндра увеличился на 3 мм с 0,73 см до 0,76 см, а ход поршня, наоборот, уменьшился с 0,715 см до 0,66 см, то есть мотор на теории более приемистый, чем итальянский, но это не значит, что лучше. 800- именно такое число изменений внесли инженеры в ФИАТ-124 и назвали автомобиль ВАЗ-2101.

Осуществляя ремонт двигателя ВАЗ-2101 сильно не давите на ключ, выкручивая или закручивая гайки и болты. Если удобно, пытайтесь тянуть ключ на себя. Но если все же ключ толкаете, делайте это открытой ладонью, в противоположном случае, при соскальзывании ключа вы можете повредить суставы пальцев. Ищите такое положение, которое исключит возможность падения ключа.

Способы восстановления отверстия с поврежденной резьбой:

  1. Нарезка резьбы большего размера.
  2. Поврежденные отверстия сначало можно заварить, а потом просверлить нужного диаметра дырку и нарезать резьбу.
  3. Восстановить с помощью рем. комплекта — восстановление резьбы (FAT). Формирователь резьбы — средство для починки плохой резьбы в различных системах: подачи топлива, смазки, охлаждения, трансмиссиях, крышке ГБЦ.
  4. С помощью ввертышей.
  5. С помощью спиральных резьбовых вставок.

Наиболее рациональным способом восстановления отверстия с поврежденной резьбой это применение резьбовых вставок . Вставка выглядит как пружинная спираль из проволоки ромбического сечения, на которой на одной стороне загнут технологический поводок, с помощью которого вставку заворачивают в отверстие.

Ремонт с помощью спиральной вставки рассверливанием дефектного отверстия до нужного размера, потом нарезается резьба, размера спиральной вставки, далее вкручивается спиральная вставка и обламывается поводка по насечке. Продается специальный комплект со спиральными вставками, в состав которого входит: вставки, сверла, метчики, инструменты вворачивания вставок.

Советы по ремонту двигателя

Делая ремонт двигателя необходимо пользоваться советами, приведенные ниже.

В ситуациях, предусмотренных руководством, нужно пользоваться динамометрическими ключами, которые ограничивают крутящий момент.

Шпонки необходимо плотно засаживать в шпоночные пазы валов с использованием молотка или чего то похожего. Не допустим люфт шпонок в пазах валов.

Если большое количестве гаек на элементе двигателя, то их затягивают в нормативном порядке и поочереди, чтобы не произошло повреждение элемента. Если гайки имеют круговое расположение, то их следует затягивать крест-накрест. Если гайки имеют прямоугольное расположение, то их следует затягивать от центра элемента двигателя к краям.

Для начала болты и гайки закручиваются от руки. После каждую из этих элементов затягивают на один полный оборот, и так далее от одного элемента к другому крестообразно или по диагонали. Затем, после затяжки на один полный оборот каждого элемента, начиная от первого элемента и так от элемента к элементу затягиваем на пол-оборота.

И в конце затягиваем элементы на четверть оборота до достижения требуемой величины момента затяжки. Все гайки и болты одного и того же соединения нужно закручивать с равным крутящим моментом. Если допустить перетяжку детали двигателя, это может привести к ухудшению его прочности и к поломке. Если допустить недотяжку , то это может повлечь за собой саморазвинчивание соединения.

Ремонт двигателя ваз 2101 не возможен без крепежных деталей типа болтов и шпилек, у которых есть необходимые моменты затяжки, которые указаны в технических требованиях, прежде всего момент затяжки зависит от материала, из которого они сделаны и их диаметра.

При закручивании корончатой гайки, для вставки шплинта, закрутите гайку до нормативно указанного значения момента, далее затяните дальше к другому отверстию для шплинта. Ни в коем случае не раскручивайте гайку, для совмещения отверстия для шплинта, если нет указаний в инструкции.

При проверке или повторном затягивании болта до нужного значения момента затяжки, раскрутите гайку или болт на четверть поворота, а затем закрутите до необходимого значения.

Резьбовые соединения рекомендуется смазывать специальной смазкой, чтобы при последующей разборке не мучиться с откручиванием, так же рекомендуется смазывать при сборке трущиеся поверхности деталей.

Усилие запрессовки подшипников не должно передаваться через шарики и ролики. Инструмент для запрессовки должен опираться на запрессовываемое кольцо. Усилие запрессовки должно совпадать с осью подшипника во избежание перекоса колец. Правильно установленный подшипник должен плотно упираться торцами своих колец в заплечики вала или корпуса, легко проворачиваться без заедания.

При сборке цилиндрических зубчатых передач следует проверять радиальное и торцевое биение, расстояние между центрами и боковой зазор между зубьями.

Прилегание рабочих поверхностей зубьев конических шестерен проверяется на краску по отпечатку.

При установке шлангов рекомендуется их продуть сжатым воздухом, расположить, что бы не терлись об части двигателя и плотно закрепить.

Следите, что бы во время сборки не было повреждения рабочей кромки сальника. Используйте пленку, перед подгонкой смажьте рабочую кромку маслом, а на сальниках с двойными кромками заполните пространство между ними густой смазкой.

Смажьте тонким слоем герметика гнездо под сальником при установке сальника.

В закрытых резьбовых отверстиях не допустимы следы масла и т.д — возможно трескание корпуса из-за давления болта при закручивании.

Если при сборке поверхность повреждена, то используйте герметик для прокладок. Нанесите его столько, что бы было достаточную для заполнения дефекта.

Для облегчения подсоединения шланга смажьте силиконовой смазкой на внутреннюю поверхность шланга и наружную поверхность штуцера.

Разборка двигателя 2101

Разборка двигателя 2101

Снятие маховика

1 – ключ;
2 – маховик;
3 – болт крепления маховика;
4 – шайба;
5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;
6 – передняя крышка картера сцепления.

Снятие натяжителя и успокоителя цепи

1 – цепь привода распределительного вала;
2 – болт крепления башмака;
3 – башмак натяжителя;
4 – гайка крепления натяжителя;
5 – корпус натяжителя;
6 – колпачковая гайка натяжителя;
7 – болты крепления успокоителя;
8 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса.

1. Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.

2. Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

3. Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

4. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.

5. Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

6. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

7. Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.

8. Выверните датчик контрольной лампы давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

9. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R и отвернув ключом А.50121 храповик.

10. Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
11. Ослабьте колпачковую гайку 6 (см. рис. Снятие натяжителя и успокоителя цепи) натяжителя цепи, отверните гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.
12. Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.

13. Ослабьте гайки шпилек 4. Отвернув гайки крепления, снимите корпус подшипников шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2.

14. Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

15. Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и выньте валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ).

16. Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала.

17. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.

Предупреждение!
При разборке двигателя пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

18. Установите фиксатор 5 (см. рис. Снятие маховика), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала, снимите переднюю крышку картера сцепления.

19. Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.

20. Снимите держатель сальника коленчатого вала.

21. Отверните болты крышек коренных подшипников. Снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.

Клуб владельцев автомобилей ВАЗ

Устройство, ремонт и эксплуатация

Сборка двигателя ВАЗ 2101, 2102

Порядок выполнения сборки двигателя ВАЗ 2101, 2102

1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.

2. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности).

ВНИМАНИЕ: Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.

3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине согласно указаниям «Проверка осевого зазора коленчатого вала»

4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками

Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров

Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров

Cчет опор ведется от передней части двигателя.

ВНИМАНИЕ: Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров [выше] и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров [ниже] ). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров

Красные стрелки – маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров. Черная стрелка – маркировка условного номера блока цилиндров.

5. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала).

6. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления.

7. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

8. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517.

ВНИМАНИЕ: Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.

9. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты.

10. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

11. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллекто-ром и впускным трубопроводом.

12. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:

предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.

Порядок затягивания болтов головки цилиндров ВАЗ 2101, 2102

13. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Метки указаны стрелками.

14. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).

Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

1 – метка на звездочке; 2 – метка на корпусе подшипников

15. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).

Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала ВАЗ 2101, 2102

16. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

17. Установите цепь привода распределительного вала:

наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора;
установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).;
если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

18. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

19. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).

Крышка привода распределительного вала ВАЗ 2101

20. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.

21. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

22. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.

23. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

24. Установите датчики контрольных приборов.

25. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

26. Установите топливный насос (см. подраздел ).

27. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.

28. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.

29. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.

Читать еще:  Как поменять опорный подшипник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector